Что нового

  Календарь
  Полезное
  Фотогалерея
  Разговор по душам
  Контакты
 
 
Как все начиналось
Чем живем
Наши святыни
Чудеса случаются
Николай Чудотворец
Кирилл Белоезерский
Расписание богослужений
Приходской листок
Работа с молодёжью Домодедовского благочиния
Храмы Домодедовского благочиния
Фотографии иеромонаха Юлия Викторова
Ссылки


РАСПИСАНИЕ АВТОБУСОВ
 
 

 
 

Загадки волхвов.

Все мы знаем о том, что Волхвы принесли Дары Младенцу Иисусу. Нам известно, что это были за дары и что они собой символизировали. Но о самих Волхвах у нас мало сведений: цари или учёные, трое их было или 12. Попробуем выяснить.

    Все мы знаем о том, что Волхвы принесли Дары Младенцу Иисусу. Нам известно, что это были за дары и что они собой символизировали. Но о самих Волхвах у нас мало сведений: цари или учёные, трое их было или 12. Попробуем выяснить.


Три царя.
     В словаре Брокгауза и Эфрона говорится: «Волхвы - особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были "мудрецы" или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его В. или мудрецы могли представлять собою разные степени "мудрости" - от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Родина В. -древний Восток», Для славян Волхвы отождествлялись с чародеями, у католиков Волхвы – это маги (волшебники), а в античных источниках есть два значения: персидские зороастрийские жрецы и вавилонские астрологи - в любом случае, мы можем сказать, что волхвы - это первые учёные. Скорее всего, Волхвы, пришедшие поклониться Христу, были вавилонскими астрологами. Долгое время, наблюдая за звёздами, они увидели Звезду, и пошли за ней, каждый из своей страны. Святитель Иоанн Златоуст писал «невидимой силой, принявшей вид звезды», его в этом мнении поддерживал  Блаженный Феофилакт  - «божественной и ангельской силой, явившейся в образе звезды». Они  считают, что Звезда была не небесным телом, а проявлением божественной силы или ангелом. Основание тому то, что Звезда шла по небу не так как шли другие звёзды, светила она и днём, а иногда и останавливалась; самое интересное, что, когда волхвы пришли, к цели своего путешествия, Звезда спустилась ниже к земле, чтобы точно указать дом.
     О том, что волхвы приходили поклониться  Иисусу, мы узнаём из Евангелия от Матфея: «пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Матф. II, 1 и 2). В этом упоминании нет ничего, чтобы говорило о «профессиональной» принадлежности волхвов, или об их количестве, или о том, из какой конкретно страны они пришли, нет даже их имён. Также волхвы упоминаются в Предании, которое нашло отражение в таких апокрифических текстах как «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея».
     Традиционно принято считать, что волхвов было трое, по количеству Даров, но в некоторых источниках указывается другое число. Так существует легенда о четвёртом волхве Артабане (так же звали и брата царя Дария). На византийской фреске из каппадокийского пещерного храма изображены шесть волхвов. В Сирийской Церкви существовало предание о двенадцати волхвах, пришедших в Иудею в сопровождении большой свиты слуг.

Богородица сохранила Дары волхвов и перед своим Успением передала Иерусалимской Церкви. В 404 году император Аркадий перенёс Дары в Константинополь, в храм Святой Софии, где они хранились до 1453 года. Город захватил султан Мухаммед (Мехмед) II, его матерью была сербская принцесса Мария (Мара) Бранкович. Она не приняла ислам и до конца своих дней оставалась православной. Благодаря ней были спасены и сохранились многие православные святыни. Её сын - Мехмед II, из любви к своей матери и уважению к её религиозным чувствам не препятствовал ей. Помимо сохранения православных реликвий султан разрешил Марии Бранкович взять под своё покровительство Святую гору Афон. Интересно то, что султанши последующих веков, будучи мусульманками, истово берегли эту твердыню Православия вплоть до падения Порты.
В 1470 году Мария Бранкович решилась посетить Афон, который она так любила и хотела посетить монастырь Святого Павла Ксиропотамского. Эту обитель очень любил её отец — Георгий Бранкович. Он построил здесь храм во имя своего святого покровителя Георгия Победоносца. Мария везла с собой 10 ковчегов со спасёнными святынями, среди которых были и Дары волхвов. Когда корабль пристал к берегу, то Мария Бранкович во главе торжественной процессии стала подниматься в гору, нарушив тысячелетний запрет. Но на полпути она услышала голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство Иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой горы». Мария в испуге упала на колени и, раскаявшись, стала молиться и просить прощения у Богородицы. В этот момент из монастыря вышел игумен с братией. Им и передали реликвии. После этого Мария и её сопровождающие вернулись на корабль. А на том месте, где молилась коленопреклоненная Мария, был поставлен крест - Царицын. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь.
Сейчас Дары хранятся на Афоне в монастыре святого Павла Ксиропотамского и источают сильное благоухание, и, когда их открывают, благоуханием наполняется вся церковь.

     Православная церковь не признавала волхвов святыми и не давала им ни имён, ни социального статуса, но это не умаляет нашего уважения к волхвам, первым людям, не принадлежащим к народу иудейскому, и бывшим язычникам, которые уверовали во Христа. Согласно преданию, впоследствии все они стали христианами и проповедниками Евангелия. Их крестил апостол Фома, который проповедовал в Парфии и Индии. Западноевропейские христиане дали им имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар (Вифисарей в более ранних источниках). Волхвы получили не только имена, но и царский сан. Царями волхвы стали на основании предсказания псалмопевца: «Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему» (Пс.71: 10-11), а также на пророчестве Исайи (Ис. 60:6).
     Согласно Преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой. Сначала они хранились в Константинополе, потом, в IV веке, их перенесли в Милан (Медиолан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кёльн, где, и хранятся в Кёльнском соборе, который построили горожане специально для хранения святыни. В алтаре собора, в реликварии (работы Николая Верденского), и хранятся мощи «трёх королей», как называют волхвов в Германии. Католики празднуют память трёх царей и почитают их как покровителей путешественников. В этот день в Германии, дети, одетые в блестящие плащи, с коронами на головах и посохами в руках, ходят по домам, поют рождественские песни, читают стихи, а взамен просят сладостей и денег. Если хозяева одарят «трёх королей», то получат благословение и надпись на косяке двери «В+С+M» с указанием текущего года - это значит, что в этом доме были «волхвы» и весь год этому дому будет счастье. Поэтому в Кёльне и Баварии сложно найти дверь, не отмеченную заветными буквами.

Православная церковь не признавала волхвов святыми и не давала им ни имён, ни социального статуса, но это не умаляет нашего уважения к волхвам, первым людям, не принадлежащим к народу иудейскому, и бывшим язычникам, которые уверовали во Христа. Согласно преданию, впоследствии все они стали христианами и проповедниками Евангелия. Их крестил апостол Фома, который проповедовал в Парфии и Индии. Западноевропейские христиане дали им имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар (Вифисарей в более ранних источниках). Волхвы получили не только имена, но и царский сан. Царями волхвы стали на основании предсказания псалмопевца: «Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему» (Пс.71: 10-11), а также на пророчестве Исайи (Ис. 60:6). 
Согласно Преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой. Сначала они хранились в Константинополе, потом, в IV веке, их перенесли в Милан (Медиолан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кёльн, где, и хранятся в Кёльнском соборе, который построили горожане специально для хранения святыни. В алтаре собора, в реликварии (работы Николая Верденского), и хранятся мощи «трёх королей», как называют волхвов в Германии. Католики празднуют память трёх царей и почитают их как покровителей путешественников. В этот день в Германии, дети, одетые в блестящие плащи, с коронами на головах и посохами в руках, ходят по домам, поют рождественские песни, читают стихи, а взамен просят сладостей и денег. Если хозяева одарят «трёх королей», то получат благословение и надпись на косяке двери «В+С+M» с указанием текущего года - это значит, что в этом доме были «волхвы» и весь год этому дому будет счастье. Поэтому в Кёльне и Баварии сложно найти дверь, не отмеченную заветными буквами.

Какими мы видим волхвов.
     Первые изображения волхвов датированы III веком их нашли в пещерах и рельефах раннехристианских саркофагов, где тема Воплощения Спасителя часто раскрывалась через сюжет «Поклонение волхвов».  До VI века волхвов изображали юношами, но со временем их стали изображать мужами трёх возрастов: старец (Каспар), мужчина среднего возраста (Мельхиор) и юноша (Бальтазар). Такая возрастная градация имела символичное значение - в лице волхвов весь человеческий род пришёл поклониться Иисусу. Не менее символично и то, что волхвы олицетворяли собой три части света: Каспар – Азия (его родина  Персия, Аравия  или Эфиопия – точно не известно),  Мельхиор  – Европа, Бальтазар – Африка (сначала в западной традиции иконописи его изображали смуглым, а потом чернокожим).
     В Евангелие говорится о том, что волхвы пришли с Востока, по мнению жителей Римской империи, это были варварские земли, поэтому волхвов изображали в одежде непривычной римлянам: штаны, вместо хитонов, короткие рубахи и плащи, а на головах своеобразные колпаки.
     Всего существуют несколько сюжетов, в которых мы можем увидеть волхвов: «Путешествие за звездой», «Волхвы перед Иродом», «Возвращение в свои страны» и самый распространённый сюжет - «Поклонение волхвов». Эта композиция интересна тем, что построена в соответствии с традиционным, для античного искусства, изображением поклонения побежденных варваров императору. Богоматерь с Младенцем на руках сидит боком, позади Её кресла, похожего на трон, часто изображают праведного Иосифа Обручника. К Святому Семейству идут волхвы. Первый из них указывает на Звезду над головой Младенца и несёт в дар золотой венец, второй – ладан и третий – смирну.  Иногда вместо Звезды над головой Иисуса изображают Ангела, скорее всего этот вариант возник под влиянием Иоанна Златоуста.
     В византийской иконописи сцена «Поклонение волхвов» входит в композицию «Рождество Христово» как один из изображаемых эпизодов.

Первые изображения волхвов датированы III веком их нашли в пещерах и рельефах раннехристианских саркофагов, где тема Воплощения Спасителя часто раскрывалась через сюжет «Поклонение волхвов». До VI века волхвов изображали юношами, но со временем их стали изображать мужами трёх возрастов: старец (Каспар), мужчина среднего возраста (Мельхиор) и юноша (Бальтазар). Такая возрастная градация имела символичное значение - в лице волхвов весь человеческий род пришёл поклониться Иисусу. Не менее символично и то, что волхвы олицетворяли собой три части света: Каспар – Азия (его родина Персия, Аравия или Эфиопия – точно не известно), Мельхиор – Европа, Бальтазар – Африка (сначала в западной традиции иконописи его изображали смуглым, а потом чернокожим).
В Евангелие говорится о том, что волхвы пришли с Востока, по мнению жителей Римской империи, это были варварские земли, поэтому волхвов изображали в одежде непривычной римлянам: штаны, вместо хитонов, короткие рубахи и плащи, а на головах своеобразные колпаки.
Всего существуют несколько сюжетов, в которых мы можем увидеть волхвов: «Путешествие за звездой», «Волхвы перед Иродом», «Возвращение в свои страны» и самый распространённый сюжет - «Поклонение волхвов». Эта композиция интересна тем, что построена в соответствии с традиционным, для античного искусства, изображением поклонения побежденных варваров императору. Богоматерь с Младенцем на руках сидит боком, позади Её кресла, похожего на трон, часто изображают праведного Иосифа Обручника. К Святому Семейству идут волхвы. Первый из них указывает на Звезду над головой Младенца и несёт в дар золотой венец, второй – ладан и третий – смирну. Иногда вместо Звезды над головой Иисуса изображают Ангела, скорее всего этот вариант возник под влиянием Иоанна Златоуста.
В византийской иконописи сцена «Поклонение волхвов» входит в композицию «Рождество Христово» как один из изображаемых эпизодов.


     Эпоха Ренессанса привнесла новые лица в классическое изображение. Художники и их современники становятся участниками поклонения. Так на картине Сандро Боттичелли в свите волхвов изображена семья Медичи, придворные и сам художник. Но это происходило не из-за гордыни, а потому что заказчики и художник хотели быть сопричастными этим великим событиям и святым дням. Но не только добавлялись новые персонажи. Художники меняли и пейзаж, соответственно своей стране. Так итальянцы изображают вертеп в виде навеса, крытого соломой или черепицей, или в виде руин. Художники севера, например Питер Брейгель Старший, изображают караван волхвов на зимней улице тихого немецкого городка.

Эпоха Ренессанса привнесла новые лица в классическое изображение. Художники и их современники становятся участниками поклонения. Так на картине Сандро Боттичелли в свите волхвов изображена семья Медичи, придворные и сам художник. Но это происходило не из-за гордыни, а потому что заказчики и художник хотели быть сопричастными этим великим событиям и святым дням. Но не только добавлялись новые персонажи. Художники меняли и пейзаж, соответственно своей стране. Так итальянцы изображают вертеп в виде навеса, крытого соломой или черепицей, или в виде руин. Художники севера, например Питер Брейгель Старший, изображают караван волхвов на зимней улице тихого немецкого городка.


Дары.
     Волхвы принесли Спасителю очень символичные Дары: золото, ладан и смирну. Золото – это 28 небольших золотых пластин, украшенных неповторяющимися узорами. Этот Дар был преподнесён Иисусу как Царю царей и как символ дани от подданных, и как «вечный» металл (золото не портится со временем), и как символ мудрости («молчанье – золото», «золотые слова»). Ладан был поднесён Христу как Богу и Первосвященнику. Смирну, погребальное благовоние, как Тому, Кто должен умереть за людей. Возможно, волхвы знали из пророчеств, какова будет Его судьба. Ладан и смирна, когда-то принесённые раздельно были соединены в небольшие шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы — Божественная и человеческая.

Волхвы принесли Спасителю очень символичные Дары: золото, ладан и смирну. Золото – это 28 небольших золотых пластин, украшенных неповторяющимися узорами. Этот Дар был преподнесён Иисусу как Царю царей и как символ дани от подданных, и как «вечный» металл (золото не портится со временем), и как символ мудрости («молчанье – золото», «золотые слова»). Ладан был поднесён Христу как Богу и Первосвященнику. Смирну, погребальное благовоние, как Тому, Кто должен умереть за людей. Возможно, волхвы знали из пророчеств, какова будет Его судьба. Ладан и смирна, когда-то принесённые раздельно были соединены в небольшие шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы — Божественная и человеческая.

     Богородица сохранила Дары волхвов и перед своим Успением передала Иерусалимской Церкви. В 404 году император Аркадий перенёс Дары в Константинополь, в храм Святой Софии, где они хранились до 1453 года. Город захватил султан Мухаммед (Мехмед) II, его матерью была сербская принцесса Мария (Мара) Бранкович. Она не приняла ислам и до конца своих дней оставалась православной. Благодаря ней были спасены и сохранились многие православные святыни. Её сын - Мехмед II, из любви к своей матери и уважению к её религиозным чувствам не препятствовал ей. Помимо сохранения православных реликвий султан разрешил Марии Бранкович взять под своё покровительство Святую гору Афон. Интересно то, что султанши последующих веков, будучи мусульманками, истово берегли эту твердыню Православия вплоть до падения Порты.
     В 1470 году Мария Бранкович решилась посетить Афон, который она так любила и хотела посетить монастырь Святого Павла Ксиропотамского. Эту обитель очень любил её отец — Георгий Бранкович. Он построил здесь храм во имя своего святого покровителя Георгия Победоносца. Мария везла с собой 10 ковчегов со спасёнными святынями, среди которых были и Дары волхвов. Когда корабль пристал к берегу, то Мария Бранкович во главе торжественной процессии стала подниматься в гору, нарушив тысячелетний запрет. Но на полпути она услышала голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство Иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой горы». Мария в испуге упала на колени и, раскаявшись, стала молиться и просить прощения у Богородицы. В этот момент из монастыря вышел игумен с братией. Им и передали реликвии. После этого Мария и её сопровождающие вернулись на корабль. А на том месте, где молилась коленопреклоненная Мария, был поставлен крест - Царицын. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь.
    Сейчас Дары хранятся на Афоне в монастыре святого Павла Ксиропотамского и источают сильное благоухание, и, когда их открывают, благоуханием наполняется вся церковь.

Анастасия Медведева

 

Источники:
http://foma.ru/daryi-volxvov.html
http://честные-дары-волхвов.рф/gifts.html
http://www.eroshka.ru/news.php?item.1422.16
http://www.pravoslavie.ru/put/67336.htm.
http://www.pravoslavie.ru/answers/6883.htm
http://www.pravoslavie.ru/answers/6886.htm

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
 
 
   
 
 
Евангельские чтения дня
 
   
 Copyright © 2007 Web-дизайн