Прежде чем знакомить читателей с очередной историей из «Приходских старостей», должен сделать дополнение к предыдущей Истории седьмой.
Дело в том, что за время, прошедшее после ее публикации на сайте нашего храма (оно, признаю, несколько затянулось – д.П.), удалось обнаружить фотографию священника Дмитрия Тимофеевича Воронцова. Он посвятил служению в Никольском храме села Лямцина Бронницкого уезда Московской губернии 38 лет своей жизни. С удовольствием делюсь с Вами этой замечательной находкой!
Священник Дмитрий Тимофеевич Воронцов – настоятель Никольского храма села Лямцина с 1871 по 1910 г.
Фото предположительно 1890-х гг.[1]
Кроме того, выяснилось, что в 1905 г. приход Никольского храма посетил преосвященный Никон, епископ Серпуховский, викарий Московской епархии. Ниже привожу сохранившуюся в архиве историческую записку об этом событии:
«Из села Лямцына Бронницкого уезда.
Историческая записка.
17 августа дня 1905 года преосвященный Никон епископ Серпуховский викарий Московской епархии продолжил обозревание церквей Бронницкаго уезда и посетил село Лямцыно, где был радушно встречен вверенной ему паствой.
В 12 часов дня колокол оповестил округу о приближении его преосвященства и ко храму стеклись прихожане и причт. В сопровождении местнаго благочиннаго владыко въехал в село и был встречен хлеб-солью прихожанами во главе с церковным старостою. Местный священник Димитрий Воронцов возгласил преосвященному Никону многая лета и подошёл под благословение, за коим вереницею последовали прихожане. После чего все проследовали в храм на молитву. Обозревая храм, между прочим, владыка отметил его благолепствие и радушное взаимоотношение священника и прихожан.
Cело сие прежде было вотчиною Чудова монастыря, а церковь каменная во имя Николая Чудотворца построена там в 1793 году, имеет придел преподобного Кирилла Белозерского. Школа же церковно-приходская в селе не имеется. В приходе есть 2 земские школы. Владыко Никон обратил внимание настоятеля на возможность организации именно церковной школы в селе Лямцыно.
Отбыл преосвященный в 4 часу дня, напутствуя собравшихся и причт, провозгласив им многая лета!» [2]
Таким образом, священник Д.Т.Воронцов за время своего долгого служения в Никольском храме трижды принимал в нем епископов Российской Церкви.
Будущий Владыка Никон (в миру Николай Иванович Рождественский) родился 4 апреля 1851 года в селе Чашникове Верейского уезда Московской губернии в многодетной семье сельского дьячка. По окончании Перервинского училища в 1868 году, он поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1874 г. первым учеником. Затем он стал послушником Ново-Иерусалимского монастыря.
18 октября 1877 года он был определен послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, куда последовал за архимандритом Леонидом, назначенным ее настоятелем. Будущий владыка имел послушание помощника лаврского библиотекаря.
В 1879 году он начал издавать специально для простого народа "Троицкие листки" - маленькие по объему, не более 10 страниц, ценой в одну копейку проповедническо-просветительские брошюры. Они пользовались большой популярностью среди богомольцев и в немалом количестве рассылались по всей России. В 1879-1899 годах тираж этого издания доходил до 90 миллионов экземпляров! Проект данной публикации был одобрен и получил благословение епископа Феофана Затворника.
12 марта 1880 года, находясь на излечении в монастырской больнице, будущий владыка принял постриг в монашество с именем Никон.
16 мая 1882 году он был рукоположен во иеродиакона, а 23 мая - во иеромонаха.
В 1885 году возведен в звание соборного иеромонаха ставропигиального Московского Донского монастыря.
В 1892 году утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с исключением из Донского монастыря.
25 сентября 1892 года был возведен в сан архимандрита, а 15 июня 1893 года - утвержден в должности казначея Лавры.
В 1890-е годы сотрудничал с несколькими периодическими изданиями, в том числе с «Русским обозрением» и «Русским словом».
6 марта 1904 года был назначен, а 14 марта - хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии.
8 ноября 1904 года был назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и настоятелем Московского Данилова монастыря.
События революционной смуты 1905 года повлияли на дальнейшее служение владыки в Москве. Он неоднократно в своих проповедях высказывал свое неприятие происходящего, владыка резко обличал «подпольных крамольников», мечтающих «весь мир поработить себе». Деятельностью епископа Никона была раздражена революционно настроенная часть общества, назвавшая проповедь архиерея «погромной». К тому же Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) давно уже желал "освободить" Москву от владыки Никона за то, что он вносит "и в проповедь, и в печатные статьи политику". Все это стало причиной нового перемещения владыки.
25 апреля 1906 года он был переведен на Вологодскую кафедру.
В этот период он стал почетным председателем Вологодского отдела Союза Русского Народа.
С 31 января 1907 года - член Государственного Совета.
С 1 января 1908 года - член Святейшего Синода.
Архиепископ Никон (Рождественский)
Являясь почетным членом МДА, епископ Никон в 1909 году стал организатором и председателем Съезда монашествующих в Троице-Сергиевой лавре. С 1910 года владыка Никон начал издавать еще один журнал - "Троицкое слово". В статьях преосвященного Никона воссоздается картина церковно-общественной жизни России первых десятилетий XX столетия. Истоки современной смуты, которая "как ядовитый туман окутала нас со всех сторон", епископ Никон видит как в "происках мирового иудео-масонства", так и в отступлении русского народа от веры отцов - Православия. Вина за это отступление лежит, по мнению владыки, прежде всего, на внесословной интеллигенции, преклонившейся перед "современным ваалом безбожия и безначалия", перед идолом "прогресса". Архиепископ Николай (Касаткин), уподобляя обличительные статьи владыки Никона ветхозаветным пророчествам Иеремии, называл их иеремиадами.
29 марта 1912 года владыка Никон уволен по своему прошению от управления епархией и назначен, по личной протекции Григория Распутина, членом Святейшего Синода.
В 1913 году владыка был возведен в сан архиепископа. А с 4 апреля этого же года являлся председателем Издательского Совета при Св. Синоде.
30 мая 1913 года владыка Никон был послан на Афон на военном корабле с целью воздействовать на русских монашествующих по вопросу об имени Божием, в результате чего несколько десятков монахов было арестовано и вывезено в Россию. Действия архиепископа Никона вызвали неоднозначную оценку среди православных, многие осуждали его за жестокость.
В 1915 году владыка был переизбран в Государственный Совет.
6 июля 1916 года уволен по болезни от должности председателя Издательского Совета на покой.
Известно одно из его писем патриарху Тихону о «гнусном» времени, наступившем после революции 1917 года. Преосвященный Никон отмечает, что в такие дни верные чада Православной Церкви призываются не только к подвигу исповедничества, но и "к несению крестных страданий подобно мученикам первых веков христианства". В своем послании от 15 августа 1917 года Всероссийскому Церковному Собору владыка Никон утверждал, что если не спасет Россию "особенное чудо Божия Милосердия, то она в качестве великой державы должна сойти в могилу всеобщей истории опозоренная клеймом измены Божию призванию..."
Владыка Никон скончался 12 января 1919 года и был погребен в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре [3].
Ваш дед Перфил.
P.S. Выражаю сердечную благодарность историку-архивисту, кандидату исторических наук Александру Семенихину за обнаруженную в архивах фотографию священника Д.Т.Воронцова.
Ссылки:
1. Российский Государственный Исторический архив (РГИА)
Ф. – 796. – Оп. 186. – дела за 1905 год по Московской епархии - №153/12.– С. 15-16; фото С. 17.
2. Там же, стр. 15-16.
3. Древо. Открытая православная энциклопедия. https://drevo-info.ru/
© Дед Перфил. Приходские старости. 2018 г.
При перепечатке ссылка на сайт храма обязательна.
|