Что нового

  Календарь
  Полезное
  Фотогалерея
  Разговор по душам
  Контакты
 

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ ХРАМУ!

Как все начиналось
Приходские старости
Чем живем
Наши святыни
Чудеса случаются
Николай Чудотворец
Кирилл Белоезерский
Расписание богослужений
Приходской листок
Религиозное образование
и катехизация
Работа с молодёжью Домодедовского благочиния
Храмы Домодедовского благочиния
Дочки-сыночки
Архив
Ссылки

 

Ну и погода в Домодедово - Поминутный прогноз погоды

 
 

Миссионерский отдел Московской епархии

Приходские старости
в изложении и комментариях деда Перфила,
краеведа и краелюба

История восьмая.

О пожаре в церкви села Кутузова в 1907 г.
 и об одной семейной легенде.

Изучая обширные фонды Центрального Исторического архива города Москвы, я обнаружил в одном из каталогов название дела от 1907 г., которое показалось мне несколько странным: «О постройке молитвенного дома в селе Кутузове»[1]. Православные люди обычно называют свой дом молитвы храмом или церковью, а молитвенный дом это что-то более подходящее для протестантов, баптистов или, оборони Господь, адвентистов 7-го дня. И это у нас – в исстари православном Кутузове!?
      Получив дело «на руки», я убедился, что ни о каких сектантах в нем конечно же речи нет, а посвящено оно имевшему место быть 15 декабря 1907 года пожару в Христорождественской села Кутузова церкви и о строительстве вместо сгоревшего храма молитвенного дома.

1. Прошение священника Алексия Лебедева и церковного старосты Тяжолова.

ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ТРИФОНУ,
ЕПИСКОПУ ДМИТРОВСКОМУ, ВИКАРИЮ МОСКОВСКОМУ
И КАВАЛЕРУ,

№ 4542
                                                 Христорождественской села Кутузова
                                                 церкви Бронницкого уезда священника
                                                 и церковного старосты

ПРОШЕНИЕ 

15 числа сего декабря месяца в 6 часов вечера в нашем селе Кутузове сгорел храм до основания. Наступает Великий, а у нас и храмовый праздник «Рождество Христово». Лишившись храма, мы не находим дома где бы встретить нам сей великий праздник. К нам на помощь явился местный наш помещик Степан Васильевич Придорогин, который и жертвует свой дом, находящийся в селе Кутузове, под молитвенный дом.
Ваше Преосвященство, просим Вас разрешить нам принять сей дар и устроить из него молитвенный дом, где бы прихожане, лишенные своего храма, могли возносить молитвы ко Всевышнему.1907 года Декабря 17 дня.

         Христорождественской, села Кутузова церкви,
         Священник Алексий  Лебедев,
         Церковный староста Тяжолов

Резолюция к делу  №4542
Предписать благочинному произвести по сему прошению дознание и со своим отзывом представить.

Горящий деревянный храм. Современная фотография

Конечно, «краткость – сестра таланта», но все же сгорел храм, простоявший в Кутузове с 1785 года. Как это случилось? При каких обстоятельствах? В прошении об этом нет ни слова. Поэтому резолюция на прошении весьма уместна и оправдана. Благочинному 4-го округа Бронницкого уезда шубинскому священнику Михаилу Соловьеву, 10 января 1908 года был послан соответствующий указ.

2. Донесение благочинного.

Донесению благочинного 4-го округа в деле предшествует справка о сгоревшей церкви Рождества Христова в селе Кутузове. Для нас она небезынтересна:

СПРАВКА

      По клировой ведомости за 1906 г. о церкви Рождества Христова Бронницкого уезда села Кузузова значилось:
Построена была в 1785 году тщанием помещика Сергея Ивановича Казаринова с приходскими людьми. План и фасад на оную были составлены губернским архитектором Борисовым в 1902 г. и хранились в ризнице. Зданием была деревянная, на каменном фундаменте с таковою же колокольнею, крыта железом, обнесена каменною оградою с железной решеткою. Престолов в ней было два. В настоящей холодной во имя Рождества Христова, с приделом теплым во имя Святыя мученицы Параскевы. Утварью была достаточна. Дворов при сей церкви девяносто, душ муж. пола 294, жен. 291.

     Теперь обратимся непосредственно к тексту донесения благочинного:

                    В Московскую Духовную Консисторию

БАГОЧИННОГО 4 ОКРУГА БРОННИЦКОГО УЕЗДА СЕЛА ШУБИНА СВЯЩЕННИКА МИХАИЛА СОЛОВЬЕВА

ДОНЕСЕНИЕ

Во исполнение Указа Московской Духовной Консистории от 10 января с.г. за №320 сим имею честь донести оной Консистории, что в селе Кутузове церковь 15 декабря 1907 года сгорела вся до основания, о чем 17 декабря 1907 года за №315-м донесено было Высокопреосвященнейшему Митрополиту Владимиру.
Сгорели все документы - книги приходно-расходныя, исповедныя, метрическия, обыски и богослужебныя. Вынесены священником Лебедевым Св. Антиминсы, Св. сосуды, Св. Евангелии, некоторые Св. облачения, Св. плащаница и из нижних рядов иконостаса иконы.
Загорелось от сильно натопленной печи, которая, как надо полагать, была неисправна. Пожар заметила одна крестьянка, которая шла из дома псаломщика и увидела уже горевший карниз церкви, что было часов 5-ть вечера и тот час же застучала в окно священника, который тот час же явился к церкви и звоном в набат собрал народ, и собравшийся народ стал спасать, что было можно.
Принятые к тушению пожара меры оказались напрасными, так как трубы не действовали, воды не было, а сильное пламя не допускало близко людей. Полицией было своевременно произведено дознание.

(Столетия проходят, сменяя друг друга, но ситуация в России не меняется со времен Великого пожара Москвы 1812 года – системы пожаротушения часто или отсутствуют вовсе или не работают, воды нет или мало, системы оповещения о пожаре не включаются и т.д. Достаточно вспомнить недавний пожар в Кемерово, имевший трагические последствия. Воистину, надежда наша на русское «авось» неистребима.
Справедливости ради надо сказать, что перед пожаром Москвы в 1812 г. Московский Главнокомандующий граф Ф.В. Растопчин сам приказал вывести пожарные трубы из города перед тем, как нашу столицу заняли наполеоновские полчища. – д.П.)

Такое бедствие, постигшее прихожан села Кутузова, принято было к сердцу местным помещиком г-ном Придорогиным. Г-н Придорогин по просьбе местного священника и церковного старосты сначала был готов отдать свой дом деревянный на молитвенный дом, но в настоящее время передумал. Очень неприлично ему отдать жилой дом на дом Божий. И уже навозил нового леса для молитвенного дома и другого потребного материала на свой счет. В подвозе материала приняли участие и все бедные прихожане.
Видя такое горячее усердие в данном случае, как помещика, так и прихожан, нельзя не сочувствовать им, и я со своей стороны полагал бы неотложным сделать распоряжение со стороны Епархиального Начальства о разрешении построить молитвенный дом в селе Кутузове и тем доставить иметь духовное утешение Православным Христианам в наступающей Великой Четыредесятнице, и не охладить доброхотного жертвователя. План на дом священник Лебедев имеет представить.

         Благочинный, села Шубина священник,
         Михаил Соловьев
         Января 19 дня 1908 года

3. Что же было построено?

       17 декабря 1907 года кутузовский священник Алексий Лебедев и староста Тяжолов просили епархиальное начальство об устройстве в селе молитвенного дома вместо сгоревшей 15 декабря 1907 года церкви. 16 марта 1908 года благочинный, священник Михаил Соловьев совершает освящение уже молитвенного «дома-храма»:

В МОСКОВСКУЮ ДУХОВНУЮ КОНСИСТОРИЮ
ОТ БЛАГОЧИННОГО 4 ОКРУГА БРОННИЦКОГО УЕЗДА,
СЕЛА ШУБИНА СВЯЩЕННИКА МИХАИЛА СОЛОВЬЕВА

ДОНЕСЕНИЕ

Во исполнении резолюции Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Московского и Коломенского от 13 февраля сего, 1908 года за №623 на прошение священника села Кутузова Алексея Лебедева об освящении молитвенного дома – «Поручается мне 4-му благочинному совершить освящение названного дома и донести о сем Консистории» - сим имею честь донести, что означенный молитвенный дом-храм по чиноположению церковному освящен 9 марта 1908 года.
                                              Благочинный села Шубина священник
                                               Михаил Соловьев
                                              1908 года марта 16 дня

       В клировой ведомости Христорождественской церкви села Кутузова Бронницкого уезда за 1909 год значится:

Вместо сгоревшей 15 декабря 1907 года и с разрешения епархиального начальства за №2876 1908 года 4 марта была построена временная церковь на средства благотворителей. Зданием деревянная, на каменном фундаменте с таковою же колокольнею, крыта железом. Престолов в ней один – во имя Рождества Христова, утварью достаточна» [2].

       Эта временная церковь, она же «молитвенный дом» и «молитвенный дом-храм» построена была, судя по всему, крепко и надежно. Простояла она в селе Кутузове до своего закрытия в середине 30-х годов XX века. И стояла бы дольше, если бы не известные исторические обстоятельства.
       Нельзя не восхититься, как говорят в наши дни, темпами строительства новой Кутузовской церкви. Со дня пожара, полностью уничтожившего старое здание, и до освящения нового храма прошло всего лишь три месяца! Строили и украшали храм, видимо, всем миром. Пасхальный праздник прихожане уже встретили в своем новом храме. День Пасхи в 1908 г. пришелся на 13 апреля.

4. Новые планы.

     Не прошло и двух лет, как окрыленные успехом совместного общинного строительства, священник Алексий Лебедев, псаломщик Илья Цветков и церковный староста Тяжолов, обращаются к епископу Трифону с прошением о разрешении построить в селе Кутузове уже каменный храм во имя Рождества Христова [2].

ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ТРИФОНУ,
ЕПИСКОПУ ДМИТРОВСКОМУ, ВИКАРИЮ МОСКОВСКОМУ
И КАВАЛЕРУ,


                                          Бронницкого уезда Христорождественской
                                          села Кутузова церкви причта и церковного
                                          старосты

ВСЕПОКОРНЕЙШЕЕ ПРОШЕНИЕ

В 1907 году в нашем селе Кутузове храм сгорел до основания; с разрешения Епархиального Начальства выстроили временный храм. Всепокорнейше просим, Ваше Преосвященство, разрешить нам простроить каменный храм во имя Рождества Христова. На постройку храма по смете архитектора г.Павлова необходимо семнадцать тысяч триста сорок девять /17349/ руб. 84 коп. У нас пока есть только три /3/ тысячи руб. Недостающую сумму надеемся покрыть доброхотными пожертвованиями.
При сем прилагается проект церкви и план местности по два экземпляра и смета на постройку церкви.

                                                              1909 года декабря 31 дня

Христорождественской, села Кутузова, церкви
Священник Алексий Лебедев
Псаломщик Илья Цветков
Церковный староста Тяжолов

Виза благочинного на прошении:

Правда, храм сгорел 15 декабря 1907 года. Означенная сумма 3 000 рублей в церкви есть. – Благочинный 4-го округа Бронничкого уезда села Шубина священник Михаил Соловьев (Подпись)
                                                                1910 года января 2-го дня

     14 января 1910 года Московская Духовная Консистория препровождает проект нового каменного храма, план местности и смету расходов в Строительное отделение Московского Губернского правления. После долгих согласований (Строительное отделение сделало многочисленные замечания по строительной части, плану местности и, особенно, смете работ, оценив их примерно в 30 000 рублей), Московская Духовная Консистория своим определением от 10 сентября 1910 г. №2067  разрешила «построить новый каменный храм согласно утвержденному проекту на том месте, где стоял сгоревший храм, на указанные в прошении средства».
     Сегодня, спустя более чем сто лет, прошедших после описываемых событий, остается лишь сожалеть о том, что красивый каменный храм в русском стиле с элементами модерна по проекту молодого архитектора Н.П. Павлова в Кутузове так и не был построен. В 1926 г. лишь недостроенные кирпичные стены этого храма были сначала конфискованы новой властью, а потом переданы вместе с деревянной церковью в пользование группе верующих села Кутузова, как это и было заведено в то время [3].
     Что послужило причиной того, что новый храм так и не был построен доподлинно неизвестно. До Мировой войны было еще четыре года, до великих революционных потрясений – семь лет. Возможно, небогатый приход просто переоценил свои финансовые возможности. На 13 августа 1912 г. среднегодовая доходность церкви села Кутузова за предыдущие 10 лет составила лишь 62 руб. [4]. Храм по своим доходам являлся одним из беднейших в церковном округе и епархии. Однако, наших предков можно понять. Недостаток средств - это ведь не повод, чтобы не попытаться воплотить в жизнь свою мечту о новом храме. Может быть, было бы больше времени…

5. Краткие сведения об упомянутых в этой истории лицах и одна семейная легенда.

     Владыка Трифон (Туркестанов) и священник Алексий Николаевич Лебедев – подробнее о них читайте в предыдущей седьмой истории «Приходских старостей».
     Помещик С.В. Придорогин – представитель нового класса пореформенных землевладельцев, не имевших дворянских корней. Известно [5], что козловской (из города Козлова – д. П.) мещанке Тамбовской губернии Екатерине Никифоровне Придорогиной принадлежало 35 десятин огородов и 20 десятин березового леса в Кутузове. Всего владение ее при селе Кутузове и пустоши Сотниковой составляли 137 десятин. В том числе ей принадлежал в начале XX в. старинный парк площадью 4 десятины, который сохранился в запущенном состоянии до нашего времени. В 1913 – 1916 гг. Е.Н. Придорогина обращалась в правление «СПб – Тульского поземельного банка» за ссудой в 25 000 рублей под залог своих владений в селе Кутузове.
     Благочинный 4-го церковного округа Бронницкого уезда, священник Михаил Соловьев.
     Производивший дознание в Кутузове по факту пожара в храме благочинный священник Михаил Соловьев был рукоположен к Успенскому храму в селе Шубино в 1876 году. Он основал в селе церковно-приходскую школу. За труды на ниве народного просвещения был отмечен наградами. В 1893 г. был назначен благочинным 4-го церковного округа Бронницкого уезда. Прослужил в Успенском храме села Шубина около 35 лет. В 1910 году протоиерей Михаил Соловьев был определен в Московский храм «40 мучеников Севастийских», где настоятельствовал до своей кончины в 1931 году. Отец домодедовского священномученика Сергия Соловьева, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1938 году [6].
     Псаломщик Илья Александрович Цветков.
     Сын псаломщика. Окончил курс в Александро-Марфинском приюте. 18 июня 1909 года определен на место псаломщика к церкви села Кутузова из Космо-Дамианской церкви села Андреевского Коломенского уезда. 18 декабря 1909 года посвящен в стихарь [7]. 8 октября 1912 года перемещен из Кутузова на вакансию псаломщика к Преображенской церкви села Кренева [8].
     Архитектор Николай Павлович Павлов.
     Жительство имел в городе Москве, мещанской части 3-го участка по Второй Мещанской улице, в доме № 91. В 1906 г. окончил Училище Живописи Ваяния и Зодчества – одно из ведущих художественных учебных заведений дореволюционной России. Распиской от 24 сентября 1910 года довел до сведения Строительного отделения Московского Губернского Правления, что принимает на себя ответственность за прочность и правильность постройки и приступает к строительству храма в с. Кутузове Бронницкого уезда Московской губернии [2].
     Церковный староста Тяжолов.  (Современные правила русского языка требуют написания этой фамилии Тяжёлов, но будем следовать документам того времени и оставим оригинальное написание фамилии его владельцем - самим старостой Тяжоловым).
     Когда я впервые увидел в приведенных выше документах эту подпись, то, честно говоря, был несколько изумлен. Нет, конечно, мне было известно, что единственный в Кутузове старинный дом с каменным первым этажом, стоявший в центре села, местные жители называли «тяжолов дом», что название одного из удобных для купания бочагов местной речки, было «тяжолиха». Но как-то эти названия не связывались с тем, что существовал такой реальный человек – Тяжолов. «Так значит это правда!» - такова была первая мысль, пришедшая мне в голову после того, как я увидел в документах сделанную каким-то основательным почерком подпись: «староста Тяжолов».
       Дело в том, что еще в детстве от своей многочисленной кутузовской родни мне неоднократно приходилось слышать одну старую историю. Суть ее в следующем. Мой прадед Павел Матвеевич Продунов - кутузовский крестьянин, «бессрочно отпущенный канонир», как он именовал себя в некоторых документах, незадолго до революции 1917 года получил наследство от умершего брата, владевшего небольшой обойной фабрикой.


Кутузовский крестьянин Павел Матвеевич Продунов. Ретушированная фотография начала XX в.

     Фабрика эта была продана, а вырученные от ее продажи средства разделены между наследниками. На долю Павла Матвеевича досталось некая банка с золотыми червонцами царской чеканки.


Золотые монеты царской чеканки.

Размеры этой банки в рассказах моей родни росли и росли. К моменту моего вхождения в зрелые годы они достигли уже объема 3-х литрового бидона!
     В 1918 – 1919 гг. Павел Матвеевич на полученные средства решил построить себе новый дом. Для удобства расчётов за материалы для строительства дома и услуги плотников он не придумал ничего лучшего, как поменять свои золотые червонцы на имевшие хождение в советской России до 1922 года «керенки» - бумажные деньги, названные так по имени председателя Временного правительства – А.Ф. Керенского. Сделал он это с помощью своего состоятельного односельчанина Тяжолова.


«Керенки»: неразрезанный лист 40-рублевых купюр и купюра 20 рублей.

Однако «керенки» стали стремительно дешеветь, расплачиваться ими приходилось уже целыми рулонами и большими листами неразрезанных купюр. Быстро поняв свою ошибку, Павел Матвеевич обратился к Тяжолову с просьбой вернуть ему его золото в обмен «керенки». Но Тяжолов по понятным причинам отказался это сделать. Вскоре в Кутузово из Москвы приехал сын Павла Матвеевича, Николай, работавший в то время на Лубянке у Дзержинского. Николай приехал не один, а «со товарищи» и долго «разговоры разговаривал» с Тяжоловым, требуя добром вернуть золото. Но тот отказался наотрез: «пустил, мол, золото в оборот, да прогорел». Николай уехал в Москву, ничего не добившись от Тяжолова, в прямом и переносном смысле.
     Павел Матвеевич так новый дом себе и не построил. Жена его, моя прабабка Настасья, как рассказывали, оклеила все свои сундуки и шифоньеры «керенками» изнутри, не найдя им лучшего применения.
     В заключении, хотел бы просить господ кладоискателей не проявлять активности возле «тяжолова» дома. Если уж Николай с коллегами с Лубянки ничего не нашел, то, боюсь, и вам через сто лет фарта не будет. Да и была это всего лишь семейная легенда. Хотя…

                                                                          Ваш дед Перфил
                                                                          8 июля 2018 года

Список использованных архивных и литературных источников:

  1. ЦИАМ, ф. 203, оп. 478, д. 11.
  2. ЦИАМ, ф. 203, оп. 480, д. 632.
  3. ЦИАМ, ф. 1215, оп.4, д. 50
  4. МЦВ-36-7-1912- оф., стр. 23
  5. ЦГАМ, ф. 277, оп. 6, д. 467.
  6. Храмы и монастыри Домодедовской земли. Домодедово, 2011, стр. 394-395.
  7. ЦИАМ, ф. 1371, оп.1, д. 95, СФ, л. 139-143.
  8. МЦВ – 43-1912-оф; стр.356-357.

© Дед Перфил. Приходские старости. 2018 г.
При перепечатке ссылка на сайт храма обязательна.

 

 
   
 
 
Евангельские чтения дня
 
   
 Copyright © 2007 Web-дизайн  

nik.hram@yandex.ru