Храм святителя
Николая Чудотворца

с приделом преподобного Кирилла Белоезерского с. Лямцино, г.о. Домодедово, Московская область Схема проезда

История третья. Благотворители и жертвователи нашего храма. События второй половины XIX - начала XX веков.


Середина XIX - начало XX века в России — это «золотые годы» благотворительности и милосердных дел. В российскую историю в это время вошли меценаты и благотворители Третьяковы, Морозовы, Щукины, Бахрушины, Солдатенковы, Мамонтовы, Боткины и многие другие. Купцы и промышленники активно участвовали в строительстве приютов для бездомных, детских домов, школ, больниц, организовывали музеи, картинные галереи, театры, народные библиотеки, обустраивали и благоустраивали свои города.

В сельской местности в малых деревнях и селах вчерашние крестьяне, составившие костяк зарождающегося нового экономически-активного класса, в первую очередь направляли свои благотворительные усилия в сторону помощи родным для них православным храмам, способствуя по мере сил их благоукрашению и материальному благополучию. Это было вполне естественно и логично. Ведь не строить же в небольшом селе картинную галерею или театр.

В синодальный период (до 1917 года) в России вся деятельность церковных приходов в епархиях подчинялась решениям Духовных консисторий. Это были совещательно-распорядительные органы при правящем епархиальном архиерее, решавшие все многочисленные духовные, кадровые, хозяйственные и иные проблемы приходов. В том числе, контролировавшие и вопросы благотворительной деятельности храмов и в пользу храмов. Сохранившиеся архивные документы Московской Духовной консистории позволяют нам вспомнить, а честнее будет сказать, познакомиться с забытыми нами людьми, много сделавшими для процветания и благоукрашения нашего Никольского храма в прошлом — с благотворителями и бескорыстными жертвователями.

Да простят меня читатели за то, что я буду, может быть, слишком обильно цитировать исторические архивные документы. Но в них есть правда и какой-то особый непередаваемый своими словами дух ушедших времен. Все архивные документы здесь и далее приводятся мной с использованием букв современного русского алфавита с сохранением орфографии и синтаксических особенностей оригинала.

1. Лямцинский крестьянин Григорий Ананьев подарил храму дом

ДЕЛО № 484.
О жертвуемом доме в церковь Бронницкого уезда
Села Лямцына крестьянином Григорием Ананьевым.
Началось 8 декабря 1847 года.
Кончено 14 июня 1851 года.

(резолюция Митрополита Московского Филарета) № 4906: «Дек. 3 Консистории учинить по сему Законное рассмотрение»

СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА
ЧЛЕНУ, ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ФИЛАРЕТУ,
МИТРОПОЛИТУ МОСКОВСКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ,
СВЯТО-ТРОИЦКИЯ СЕРГИЕВЫ ЛАВРЫ
СВЯЩЕННО-АРХИМАНДРИТУ И РАЗНЫХ
ОРДЕНОВ КАВАЛЕРУ,

№ 9176/2688
8 декабря 1847.
Бронницкого уезда села Лямцына
Николаевской церкви священника
Василия Сергиева Ренского

ВСЕПОКОРНЕЙШИЙ РАПОРТ.

1847 года октября 10-го дня, движимый чувством усердия к пользе церковной, государственный означенного села крестьянин Григорий Ананьев, выстроенный им вновь, в сем селе, на мирской земле, деревянный дом, стоющий примерно 500 руб. ассигнациями, для помещения в нем в настоящее время, согласно объявленному желанию его и мирского общества означенного села и деревни Скрыпиной, утвержденному предписаниями Волостного и окружного Начальства, - сельской расправы и управления, передал в собственное владение означенной Николаевской, с тем, чтобы доходы, имеющие быть от найма обществом для оной расправы и управления, обращаемы были в пользу оной церкви, а ветхости онаго дома со временем поправляемы имеют быть из получаемых доходов от найма, по дарственному его Ананьева удостоверению. Согласно сему удостоверению, по принятии онаго дома, дабы оный не оставался без употребления, мною с старостою церковным, от 12-го октября сего года, отдан

(лист 1 оборотный)

для помещения сельской расправы и управления, на первый случай, до будущего 1848-го года, за сумму сколько причтется из платимой прежде обществом за помещение расправы и управления суммы 70-ти рублей ассигнациями в год, с обязанностию церкви освящать этот дом из той же суммы, а со стороны общества нанимать сторожа к нему и отапливать оный, без всякого формального условия.

Донося о сем ВАШЕМУ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ, и представляя при сем на ВАШЕ АРХИПАСТЫРСКОЕ усмотрение дарственное удостоверение с описью дома, при отношении ко мне сельской расправы, нижайше испрашиваю АРХИПАСТЫРСКОГО разрешения: принять оный дом по надлежащему, внося записью в церковную опись; а так же как поступить в дальнейшем распоряжении тем домом.

Декабря дня 1847 года. К сему рапорту села Лямцына Николаевской церкви священник Василий Ренский руку приложил.

(лист 7)
ОПИСЬ
Дому выстроенному крестьянином села Лямчина
Григорием Ананьевым в селе Лямчине
в пользу Николаевской церкви.
Октября 10 дня 1847 года.

Деревянный дом из осинового леса вышиною на 17 рядах длиною 13, шириною 6 аршин, крыт соломою, при нем сени длиною и шириною 8 аршин, в нем две двери, семь окошек с принадлежащими рамами, одна печка (холодка) с русским отоплением, имеется стол и шкаф для хранения дел.

При сем находились:
Старшина Михайло Федоров (печать)
Добросовестный старший (печать)
Добросовестный младший (печать)

Сельский писарь (подпись)

(1 аршин = 0,7112 м — д.П.)

Из документов следует, что Григорий Ананьев подарил нашему храму не просто построенный им дом, а отдавал в управление храму целый «бизнес-проект» - подаренный дом сдается местной сельской общине в аренду для размещения в нем «расправы» (управы). Деньги от аренды поступают в распоряжение храма, из этих сумм производится ремонт подаренного дома.

Казалось бы — все хорошо: церкви отходит дом и появляются лишние деньги, которых, как известно, много не бывает. Но! Бюрократия в России была сильна во все времена (не исключая и наши дни). Московская Духовная консистория 10 декабря 1847 года обращается в палату Государственных имуществ с препровождением дарственной записи и описи дома и просит уведомить «нет ли со стороны палаты препятствий к принятию в пользу Николаевской церкви дома жертвуемого крестьянином Ананьевым». Московская Палата Государственных имуществ любезно отвечает, что «так как вместе с домом, должна поступить в пользование церкви также и земля, которая ни в каком случае не может быть отсуждена из Казенного в постороннее ведомство», то удовлетворить такую просьбу Московская Палата Государственных имуществ не может.

Дело о передаче дома Григория Ананьева Никольскому храму села Лямцино вяло тянулось до 1851 года. Наконец выход был найден.


2. Петр Лукич Филиппов

Петр Лукич Филиппов — крестьянин сельца Ловцово и многолетний староста нашей церкви был человеком широкой души, с размахом. Его очень впечатлила церемония бракосочетания Государя императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной. И задумал он на свои средства соорудить в деревне Ловцово каменный монумент в честь этого события. Обратимся к документам:

(лист 268)
Московская Духовная Консистория
2 июня 1896 г.
1 Экспедиция
резолюция Митрополита № 2135: «5 июня 1896. Исполнить.»

ЖУРНАЛ
МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ
по 1-й Экспедиции
1896 года.

Мая 28 дня, вторник, в 10 часов утра в Собрание Духовной Консистории прибыли Члены:
Даниловский Архимандрит Иона.
ПРОТОИЕРЕИ:
Кафедральный Алексей Соколов,
Петропавловской, в Басманной, церкви Павел Казанский,
Троицеарбатский Владимир Марков.

СЛУШАЛИ:

Прошение священника Бронницкого уезда Николаевской, села Лямцина, церкви Димитрия Воронцова, в коем объяснено, что крестьянин сельца Ловцова Петр Лукин Филиппов в знак памяти о бракосочетании ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА и ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ желает на свои средства соорудить в своей деревне каменный памятник четырехугольной формы в виде столба, увенчанного восьмиконечным крестом...

К сожалению, Петр Лукич Филиппов обратился с прошением не по тому ведомству. Памятник построен не был. Кто знает, может быть, если бы ему удалось осуществить свой замысел, мы любовались бы сейчас этим прекрасным монументом. Впрочем, скорее всего, новые реалии после 1917 года не позволили бы нам этого сделать.

Однако Петр Лукич не отчаялся и обратил свой взор на ремонт и реставрацию любимого храма. В 1898 г. он за свой счет, «не касаясь церковных сумм», произвел «ремонтировку» стен храма, придела и колокольни. Были очищены со стен темные пятна, исправлена обвалившаяся штукатурка, с наружной стороны весь храм был выбелен известью (ЦИАМ; Ф203, оп. 744, д. 418, ч. 15).

18 июля 1911 г. в Московской Духовной Консистории слушалось дело о награждении Петра Филиппова золотою медалью.

Из представленного при сем прошении и засвидетельствованного местным благочинным списка пожертвований г. Филиппова видно, что с 1900 по 1910 год названным Филипповым вновь сделаны каменные полы из подольского мрамора, стоимостью в 2.000 руб.; пожертвованы три паникадила, серебряные — в 2.700 рублей; 20 подсвечников — на сумму 570 руб.; 22 серебряные и мельхиоровые лампады, стоимостью 210 руб.; двенадцать облачений, стоимостью 1250 руб.; шесть облачений на престол и жертвенник, стоимостью 650 руб.; окрашена наружная часть храма масляной и клеевой краской в 1900 и 1906 г. г., на что израсходовано Филипповым 1500 руб.; приобретены Евангелие и Апостол в серебряном окладе и серебряные сосуды с принадлежностями для Св. Даров, стоимостью в 1.100 руб.

ПРИКАЗАЛИ: Принимая во внимание пожертвования крестьянина Петра Филиппова в церковь села Лямцына на сумму 10.480 рублей, Консистория полагала-бы: от лица ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА ходатайствовать пред Святейшим Синодом о награждении Филиппова золотою медалью для ношения на шее, на Александровской ленте.

Комментарии к этому делу о награждении П.Л. Филиппова излишни. Уместен лишь возглас: «Аксиос! (греч.) - Достоин!».


3. О завещании Никольскому храму трехэтажного дома в Москве

В 1890 году уроженец села Лямцино отставной солдат Сергей Михайлович Баранов жил в Москве и, как пишет в своих исследованиях о нашем храме Т.И. Полковых (470 лет со дня первого упоминания храма в селе Лямцыно. Т.И. Полковых, 2004 г. Рукопись, хранится в храме), имел трехэтажный полукаменный дом с сараем и погребом. Он завещал его своему отцу — лямцинскому крестьянину Михаилу Никитину и его сестрам с условием, что после их смерти дом перейдет «на поминовение его души» в собственность Никольского храма села Лямцино. Одновременно он наказал своей жене внести в год его кончины в пользу церкви и причта 500 рублей — большие деньги по тем временам!

Это наследственное дело было сложным с юридической точки зрения. Разрешить все его противоречия смогли: молодой настоятель храма — Иоанн Николаевич Воскресенский и опытный церковный староста Петр Лукич Филиппов.

Таким образом, наш храм в 1911 году стал владельцем трехэтажного дома в центре Москвы. Однако, пользоваться всеми плюсами этого приобретения было возможно лишь до 1917 года. Но это уже другая история.


4. Разное

В советское время многие архивные дела были уничтожены, но сохранившиеся заголовки дел интересны и о многом говорят.

С 8 июня 1876 г. по 14 июля 1878 г. в Московской Духовной Консистории велось дело о выдаче книги для сбора доброхотных подаяний на построение в с. Лямцыне новой каменной ограды и исправление церковных ветхостей (ЦИАМ, ф.203, оп.662, д.41 — дело утрачено).

В 1880 г. в Московской Духовной Консистории велось дело о выдаче книги для сбора доброхотных подаяний на покрытие церковных домов в с. Лямцыне (ЦИАМ, ф.203, оп.664, д.430 — дело утрачено).

Пожертвования в пользу голодающих Самарцев. От священника Московской губернии, Бронницкого уезда, села Лямцина, Николаевской церкви, Димитрия Воронцова в пользу страдающих от голода жителей Самарской губернии, восемь рублей, из коих три рубля в пользу духовенства оной губернии и пять рублей в пользу мирян. Все сии пожертвования переданы в редакцию газеты Русь (МЦВ-19-1881, стр.275).


5. Заключение

Когда я учился в средней школе, учительница по литературе требовала от нас в каждом сочинении раскрывать связь темы сочинения с современностью. Заканчивая эту статью, и следуя требованиям моей любимой учительницы, постараюсь сказать несколько слов о церковной благотворительности в настоящее время.

По словам, один мудрый священник говорил примерно следующее: «Смотрите как в прежние времена благотворительность была на подъеме и какие плоды она приносила как в XVIII — начале XIX веке, так и в конце XX — начале XXI века!» Думаю это не случайно замечено нашим мудрым священником.

В конце 80-х годов прошлого века на территории нашего села было всего 3 действующих православных храма: в селах Домодедово, Ильинском и Константинове. Но благодаря усердию верующих людей сейчас насчитывается более 60 православных храмов и часовен, действующих на всей территории района. Конечно, все благотворители не ограничиваются только строительством храмов и часовен. Они занимаются восстановлением монастырей, строительством воскресных школ, детских приютов, богаделен, организацией благотворительных акций и многим другим православным служением. Но, к сожалению, в силу различных ограничений современного законодательства не представляется возможным назвать поименно всех благотворителей, работающих в нашем приходе в конце 90-х годов.

Тем не менее некоторые благотворители нашего прихода, не из тщеславия, конечно, — православное понимание смысла в этой жизни исключает такие мотивы, получили государственные награды в 1994 году («Орден православной благотворительности») были награждены и прославлены имеющие заслуги в возрождении храма и церковной жизни. Это произошло в рамках празднования юбилея возрождения нашего храма, приуроченного к его истории. В частности, по словам одной из них была сделана благотворительная помощь нашему храму и оказана ему в виде и других средств церковного благоукрашения и убранства. Одна дама в разговоре, состоявшемся однажды на церковном дворе, сказала нашему батюшке: «Батюшка, мы подарили храму столько денег и вещей, сколько нам Господь дал: дарим не от избытка как древние богачи. И мне, когда дарить приходится, не жаль того, что дарим, потому что знаем, что все это от Бога. А если так, когда дарить приходится, лучше дарить дому Божию на земле, чем другим людям, чтобы получить себе дом на небе; и если дарю, прошу Господа, прости мне грехи мои» (Мф., гл. VI 1:4)

Думаю, что и современные благотворители и жертвователи нашего храма как прошлых времен руководствуются теми же мотивами — любовь православных к храмостроительству, а это самое и важное в нашем деле. Да будет также благословенно их благотворение ради процветания нашего дорогого Никольского храма.

Дед Перфил.
1 марта 2017 года

Икона дня
Православный календарь
Евангельские чтения дня